Оксфордский словарь английского языка назвал словом года интернет-термин unfriend — теперь оно признано абсолютно легитимным. Какие еще слова появились благодаря интернету в 2009 году? И как теперь принято разговаривать в Сети?
Интернет-жаргон уже давно предмет отдельного изучения для лингвистов. Но до недавнего времени это был «разговор неравных»: наука рассматривала интернет-пользователей как занятную биомассу, которая периодически изрыгает слова, и их происхождение любопытно исследовать — только и всего. Теперь ситуация изменилась: интернет стал одной из самых важных и динамичных областей человеческой деятельности, и ни одна другая общественная сфера не порождает ежегодно такого количества слов, которые немедленно попадают в активную ротацию. Плодовитость сетевого языка связана в первую очередь с самой природой интернета. Новые сервисы и виды деятельности приводят к появлению действий и объектов, которые нужно как-то называть. Обратная сторона такого бурного словообразования — повышенная смертность. Новые термины и целые выражения устаревают и выходят из ротации вместе с сервисами (типичный пример — «чат»). Коллективный словарь.
В 2007 году известный лексикограф и активный блогер Эрин Маккин, выступая на конференции TED, объявила бумагу главным врагом английского языка. «Каждый раз, когда вы открываете словарь и не находите там какого-то слова, вы автоматически считаете, что его не существует. Вам не приходит в голову обвинить словарь! Формат бумажного словаря, который обновляется раз в год, тормозит развитие языка», — заявила Эрин, призвав всех и каждого внести свой вклад в развитие словарной базы данных. Для этих нужд Маккин создала коллаборационный словарь, который сегодня содержит 4,5 млн уникальных слов.
Призыв Эрин оказался, мягко говоря, услышан. В 2009 году на язык была предпринята массированная атака со стороны его активных пользователей. Вот уже год существует проект, участники которого не изобретают слова, но расширяют их словарные значения, зачем-то записывая свои предложения в форме видеообращений. Редакторы сайта 14 лет кропотливо собирают новые слова и ведут их учет.
Почувствовав новый тренд, к процессу подключились и люди, предельно далекие от лингвистики. Например, дизайнеры Иван Кэш и Джереми Найт пытаются выгнать из языка выражение next weekend, ссылаясь на его двойственную природу (непонятно, что имеется в виду: ближайший уик-энд или выходные через неделю) и заменить его фразой oxt weekend, которая означает «через выходные». Для решения этой задачи был запущен сайт, разъясняющий удобство новой формы. Одноименная группа в Facebook пока, правда, насчитывает чуть больше 200 человек.
Чатнутый виртоман.
Влияние интернета на современный язык тесно связано с эволюцией самой Сети. Например, в этом году в словари вошло рекордное количество слов с корнем «твит». Это произошло по понятным причинам — Twitter стал, пожалуй, главной интернет-сенсацией года. Таким образом, интернет заметно усложнил задачу лексикографов и лингвистов по всему миру — им теперь приходится следить за тем, что происходит и как меняется сама Сеть.
Российские специалисты с этой задачей пока, мягко говоря, не справляются. Недавно были подведены итоги конкурса «Слово года», организованного Центром развития русского языка. Содержание номинации «Интернет», учрежденной по инициативе Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), вызывает в лучшем случае недоумение. По мнению российских экспертов, в 2009 году мы начали использовать, например, такие слова, как «чатнутый», «ничность», «виртоман» и, извините, «гуглик». Опрос редакторов, колумнистов и серферов F5 (весьма активных пользователей интернета) и их френдов показал, что с «ничностями», «виртоманами» и «гугликами» они не знакомы. «Чатнутый» — еще более показательный пример. Слово «чат» и его производные уже успели побывать в нашем лексиконе (соответствующая статья на русском языке была добавлена в «Википедию» еще в 2005 году) — и благополучно исчезнуть вместе с фактической смертью соответствующего явления.
Ключевой вопрос, который стоит сегодня перед каждым сетевым лексикографом, такой: как отличить действительно важное для языка слово от обычной безграмотности и фантазерства? Грэм Даймонд, старший редактор Оксфордского словаря английского языка, подробно описывает в своем блоге, по каким признакам он отбирает новые слова для включения в словарь. Для того чтобы у слова появился научный вес, пишет Даймонд, оно должно обладать устоявшимся значением, произношением, формой и понятной этимологией. Ну и, конечно, внушительной цитируемостью. То есть, для того чтобы тот или иной термин попал в словарь, вовсе не нужно выводить его в конкурсы и открывать сайты. Нужно только начать его использовать
Новые слова.
Аутгруппа (out-group) — чужие, не такие как мы. В психологии — группа людей, по отношению к которой индивид не чувствует принадлежности. В интернете — пользователи какой-либо социальной сети. ЖЖ-пользователи считают аутгрупперами блогеров, люди из Facebook — тех, кто сидит в «Одноклассниках» (лохи). Производный глагол произносят с презрением: «Не аутгруппи!», то есть не веди себя как дебил.
Двит (dweet) — пьяный (посланный в нетрезвом состоянии) твит. Двиты складируются на сайте mydrunktexts.com. Например: «Так замерзла сейчас, что грела лицо своими сиськами».
Лайк (like) — одобрить чей-то пост в социальной сети, нажав кнопку Like или ее аналог. Антоним — анлайк (unlike). Возможно, самое великое изобретение социальных сетей после функции «Оставить комментарий».
Лайфтрекинг (lifetracking) — последовательная документация собственной жизни с помощью различных сервисов (учет пройденных километров, просмотренных фильмов, съеденных завтраков, половых контактов). Предполагается, что, взглянув на свою жизнь как на набор статистических данных, мы можем сделать определенные выводы и стать лучше.
Майндкастинг (mindcasting) — череда рефлексирующих постов, отражающих текущее настроение, мысли, страсти и чаяния блогера. Проще говоря, поток сознания. Не путать с лайфкастингом (это слово вошло в ротацию в 2007-м).
Миствит (mistweet) — твит, о котором немедленно жалеешь: «У меня вчера случился адский миствит!»
Расфрендить (unfriend) — исключить из друзей в социальной сети; в широком смысле — сжечь мосты и прервать с пользователем любые контакты. Одной из первых традиций ЖЖ стала политика френдования: кого и при каких обстоятельствах можно за- и расфрендить. Формально процесс обратим, но, расфрендив блогера, вы наносите ему смертельное оскорбление. Страшнейшая из угроз: «Еще раз скажешь „в Украине“ — расфренжу!»
Ретвит (retweet) — твит, целиком состоящий из цитаты чужого твита. Он же репост и реблог. Блог-сервисы без функции Retweet / Repost считаются ущербными.
Твит (tweet) — пост в микроблоге Twitter, размер которого не может превышать 140 знаков. За вынужденную краткость твит выбран главной формой коммуникации знаменитостей с миром.
Твитература (tweeterature) — классическая литература, пересказанная в формате твита. Например, твит-пересказ «Любовника леди Чаттерлей»: «Аристократка сошлась с лесником».
Твитоголик (tweetaholic) — человек, регистрирующий каждый свой шаг в Twitter. Например: «Завязываю шнурки».
Твокинг (twalking) — процесс, означающий «писать в Twitter на ходу».
Твитосфера (twitosphere) — Twitter и все, что с ним связано. Практически то же самое, что «блогосфера».
Уже не торт — саркастическая производная от причитания «уже не тот», которое неизменно всплывает при сколько-нибудь существенном изменении сайта / сервиса / игры / блога. Спустя несколько минут после вступления изменений в силу в комментариях непременно появляются люди, которые аргументированно объясняют, почему раньше было лучше. Используется исключительно в ироничном контексте: «F5 уже не торт».
Ферма — жанр экономической игры в социальной сети. Происходит от «Счастливого фермера», самого популярного приложения «В контакте» (более 6 млн игроков), описывает все клоны с однокоренным названием («Любимая ферма», «Рыбная ферма», «Шустрый фермер»), а также другие игры с хозяйственным уклоном. Грядки в этом году возделывали даже сотрудники ФСБ («Я тебя, п...р, зарежу и заставлю вернуть все деньги всех пользователей», — обещал один из них разработчикам, когда на ферме случился дефолт).
Фолловить (follow) — подписаться на чей-то твиттер. Фолловер принципиально отличается от френда тем, что не рассчитывает на взаимность. Фолловеры — индикаторы популярности, их количеством хвастаются. Если у вас 5000 фолловеров, то вы — довольно интересный человек. Если 4 млн, вы — Эштон Кутчер.
Френдсорсинг (friendsourcing) — попытка получения нужной информации с помощью друзей в социальной сети. Как правило, сопровождается раздражением с их стороны, отсутствием содержательных ответов и комментариями вроде «а что, в „Гугле“ слабо посмотреть?». В отдельных случаях дело заканчивается расфрендом.
Фримиум (freemium) — бизнес-модель, при которой сервис предоставляет базовые услуги бесплатно, а продвинутые — за деньги. В 2009 году возник бум фримиум-проектов: бесплатные браузерные игры предлагают платные сапожки «+3 к удаче»; spotify.com требует €10 в месяц за отключение рекламы. Все с ужасом ждут, когда прелести фримиум-модели откроет для себя Google.
Флоу (flow) — важный глагол для понимания того, что происходит в Сети. Флоу означает «струиться в информационном потоке», дополняя, потребляя и перенаправляя его. Введен в ноябре Кевином Марксом, вице-президентом веб-отделения British Telecom, во время выступления на конференции Web2Expo в Нью-Йорке.
Хэштэг (hashtag) — метатэг #, c помощью которого в Twitter можно отнести свое сообщение к определенной теме и затем сортировать твиты по заданному хэштэгу. Например: #climatechange или #oilprices. Чтобы не изобретать свой хэштэг, лучше пользоваться уже существующими.